Кто придумал нотную грамоту и почему именно До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си

03.08.2020 Выкл. Автор
Кто придумал нотную грамоту и почему именно До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си

Люди восхищались и любили музыку с давних времен. Музыка помогала им отдыхать, расслабляться и просто радоваться жизни.

Музыка была популярной не только в быту, но и в церкви. Древние монахи использовали музыку для медитации и служения Богу.

Одним из таких монахов был Гвидо Аретинский. Он был родом из маленького городка Ареццо, что в Тоскане близ Флоренции.

Гвидо преподавал музыку и руководил церковными хорами в разных храмах Италии. Он много молился, часто встречался в Папой Римским Иоанном XIX и путешествовал по Италии. Монах годами работал над нотной грамотой, которая облегчила бы жизнь всех учеников и учителей и стала общепринятой в мире.

Однажды, читая молитву к Иоанну Крестителю, Гвидо придумал гениальный способ изучения и заучивания мелодий. Молитва, которую читал монарх на латыни звучала так:

  • UT queant laxis
  • REsonare fibris
  • MIra gestorum
  • FAmuli tuorum
  • SOLve polluti
  • LAbii reatum
  • Sancte Ioannes

В переводе эти строки означают: «Чтобы слуги твои смогли воспевать творения твои голосами своими, очисти уста наши от греха, в Святой Иоанн».

Взяв первые две буквы с каждой строки, Гвидо придумал собственную музыкальную грамоту. Однако, первая нота заканчивалась на согласную букву и ее было неудобно произносить.

Поэтому, в начале XVI века ноту UT заменили DO.

Согласно древним исторических утверждений, современная интерпретация хорошо известных нам музыкальных нот выглядит так:

  • Do – Dominus – Господь;
  • Re – rerum – материя;
  • Mi – miraculum – чудо;
  • Fa – familias рlanetarium – солнечная система;
  • Sol – solis – Солнце;
  • La – lactea via – Млечный путь;
  • Si – siderae – небеса.

Благодаря Гвидо нотная грамота, которую он придумал еще в начале нашей эры, используется до сих пор. Кроме того, монарх придумал и условные изображения для нот и изобрел первый в мире нотный стан. Правда тогда, ноты изображались черными квадратиками, а не кружочками, а нотный стан имел только 4 линии, а не 5 как в современном музыкальном искусстве.