«Многовековое противостояние, или в чем смысл фильма «Белое солнце пустыни» «

15.07.2020 Выкл. Автор
«Многовековое противостояние, или в чем смысл фильма «Белое солнце пустыни» «

В советском пространстве не было, наверное, человека, кто не смотрел бы этот фильм. Красноармеец Сухов и бандит Абдула.

Сколько же критики вызвал этот фильм, но, в то же время, сколько восторженных почитателей он собрал у экранов!

Расхожие цитаты из этого шедевра уже стали классикой.

Какой сюжет! Красноармейцы и басмачи, бескрайняя пустыня, лазурные воды Каспия.

— Восток — дело тонкое !

Знакомо? Ну конечно, знакомо!

Красноармеец Фёдор Иванович Сухов держал путь домой, под Самару, к своей любимой жене Екатерине Матвеевне. Путь лежал через горячие пески пустыни. Как же он тосковал по своей синеглазой красавице-жене…

«Душа моя рвётся к вам, Катерина Матвеевна»…

Сухов пользовался огромным уважением как среди своих, так и чужих, а так же безграничным доверием товарища Рахимова, ведь неспроста тот поручил именно ему присматривать за оставленными жёнами Абдуллы.

И простодушный Сухов, которому по идее пора бы уже на родину, не успевает отказаться , и берет на себя задачу приглядывать за «товарищами женщинами».

События происходили в начале 20-х годов на Восточном берегу Каспийского моря.

Кто же создатели фильма? Одарённый Рустам Ибрагимбеков с помощью Марка Захарова и Валентина Ежова создал сценарий для ставшего культовым фильма, снятого Владимиром Мотылем в 1970 году. Их общее творение тут же снискало популярность.

Истерн (противоположность вестерну) — тогда, в советское время, даже слова такого не слышали! Геройский боевик, основанный на исторических событиях.

Зрители симпатизировали Сухову, посмеивались над Петрухой и сочувствовали наивной Гюльчатай, прониклись уважением к Саиду и мужественному Верещагину, и, разумеется, питали ненависть к Абдулле.

Простой русский красноармеец расстреливал мусульман прямо на их родной земле.

Подождите-ка!

Какие же все-таки были мотивы у этих самых басмачей? Может, посмотрим на ситуацию их глазами?

Сами себя они считали участниками джихада — священной войны мусульман против неверных.

Войну с советской властью они вели вплоть до 1938 года, а по некоторым источникам, и того больше. Испокон веков мусульмане отвоевывали свое право на независимость, на свою веру, на свои земли, на свою собственность.

После победы Российской Империи над Бухарским Ханством началась массовая колонизация русских на земли Азии. Жесткий контроль границ между государствами, разрушение привычного уклада — вот с чем с пришлось в то время столкнуться мусульманам.

Со временем местные привыкли и к этому. Все более менее устаканилось: на побережье Каспия находилась таможня, тамошний сотрудник Верещагин собирал пошлину, следил за деятельностью контрабандистов. За порядком следили пограничники. Все было ровно. До тех пор, пока большевики не посягнули на святое. На религию.

Мусульмане могли стерпеть все, кроме подобной наглости. Это был призыв к войне.

Новая империя пришла забрать своё, и её хозяевам нужно было насадить свою идеологию, уничтожить религию (а религиозные лидеры имели нерушимый авторитет среди местного населения) и разрушить привычный уклад, формировавшийся веками.

Что они получили в ответ? Разумеется, джихад. Войну.

Почему же Сухов остался в пустыне? Почему он не на родине?

Почему не обнимает свою бесценную Катерину Матвеевну? Какой он вообще, этот Сухов?

Простодушный — да. Добрый — да. Но хороший ли? А для кого?

Сухов для мусульман — враг. Его цели прозрачны, и все понимают, зачем он здесь. Он воюет на другой стороне. Он — не свой.

Даже откопанный Саид не единомышленник Сухова, между ними всего лишь взаимовыгодное сотрудничество.

Так кто их них плохой — Абдулла, сражающийся за право жить на своих землях так, как ему нужно? Как жили здесь веками его предки?

Или Сухов, пришедший на чужую землю с оружием, и устанавливающий здесь свои порядки?

Вот кого действительно жаль — так это Петруху, но он просто наивный дурачок, угодивший в бойню войны. Он мог бы прожить хорошую, долгую жизнь, жениться, стать отцом. Но не суждено. Гниёт глупенький Петруха в горячих песках…

Он погиб не ради идеи, не ради жителей средней Азии, а потому, что просто влюбился в загадочную Гюльчатай. В чужую жену, которая уже никогда не «откроет личико».

А таможенный инспектор Верещагин? Горячо любимый своей женой?

Многие его не любили, но его нельзя было не уважать. Он просто делал своё дело, и делал это хорошо.

Сухов ведь и есть тот, кто убил таможенника Верещагина. Пусть не злонамеренно, но своим появлением, своей идеей, своей войной.

И когда мы смотрим на картину, анализируя все факты, приходит понимание: этот фильм совсем о другом.

Это история о том, как чужаки, вторгнувшись на южные земли, ставили на колени чуждый нам по духу, но гордый и стойкий народ.

Это история о том, как сильный и успешный мусульманин воевал с захватчиками своей земли и отдал жизнь за свою идею.

Это история о том, как простой русский мужик Федя Сухов пришел на чужую землю, где его не ждали. Он пришёл, чтобы навязать свои порядки, чтобы заставить местных жить по чужим законам, говорить на другом языке, молиться другому богу.

Из-за того, что в Педженте появился простодушный Федя Сухов, со своими представлениями о жизни, погибло великое множество невинных людей. От безобидного смотрителя музея древностей до Петрухи, Гюльчатай и Верещагина.

Всё ради светлого будущего, которого никто больше никогда не увидит. Ни живые, ни мёртвые.

Что говорить, если до сих пор идёт негласная, немая война между представителями разных наций.

Даже спустя столько лет, страны, образовавшиеся на месте

Бухарского ханства, вернулись к прежнему укладу жизни.

А могилы в той земле ещё остались. И невыдуманные сюжеты для книг и фильмов, на которых мы росли.